Разделы сайта

Главная

Рекомендации специалистов

ПАМЯТКА  учащимся по подготовке к экзамену

Экзамен дает возможность

понять и оценить себя,

а это всегда интересно.

РЕКОМЕНДАЦИИ

  • Воспринимайте экзамен как жизненный рубеж.
  • Учитывайте биологические ритмы при подготовке к экзамену. Лучшее время для занятий — с 9.00 до 13.00 и с 16.30 до 19.30.
  • Каждый день находите возможность 1—1,5 часа бывать на свежем воздухе, посвятив это время физическим упражнениям.
  • Соблюдайте режим дня. Сон должен быть не меньше 8 часов.
  • Обратите внимание на питание. Ешьте больше рыбы, сыра, молочных продуктов, соевых продуктов, яблок, моркови, соков, творога, салатов. Пища не должна быть тяжелой
  • При изучении и повторении материала помните правило «стирания следов». Запоминание материала — это оставление «следов» в памяти. При изучении похожего материала «следы» накладываются и стираются. Чередуйте гуманитарные и точные науки.
  • Изученный материал необходимо повторить через 20 минут. Если это сделать, то запоминается 70% информации, в противном случае — только 30%.
  • Используйте как можно больше каналов восприятия информации: проговаривайте вслух, рисуйте схемы, пиктограммы, помечайте опорные слова.

 

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ОВЛАДЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТЬЮ

«Переинтерпретация» симптомов тревожности

Когда вы ощущаете первые симптомы волнения, помните: первые признаки тревожности схожи с признаками готовности человека действовать (признаками активации), их испытывают большинство людей, и они помогают ответить, выступить как можно лучше.

«Настройка на определенное эмоциональное состояние»

Попытайтесь мысленно связать взволнованное, тревожное эмоциональное состояние с одной мелодией, цветом, пейзажем. Спокойное, расслабленное — с другим. Уверенное, побеждающее — с третьим. При сильном волнении сначала вспомните первый образ, затем второй, затем переходите к третьему, представляя его несколько раз.

«Приятное воспоминание»

Представьте себе ситуацию, в которой вы испытываете полный покой, расслабление, и как можно ярче вспомните все приятные ощущения.

Дыхательная гимнастика

  • Сделайте вдох, а затем глубокий выдох вдвое длиннее, чем вдох.
  • Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание на 15-20 секунд.
  • Сделайте глубокий вдох и 2 резких выдоха.

Жевательные движения и двигательная активность

 

МЕТОДИКА ПОВТОРЕНИЯ

Повторение — это воспроизведение прочитанного своими словами.

Обращение к прочитанному допустимо только после невозможности вспомнить текст в течение 2-3 минут напряжения памяти. В приведенных ниже упражнениях мы даем рекомендации, как эффективно, с наименьшими затратами времени и сил, повторять пройденный материал непосредственно перед экзаменами.

Как мы уже отмечали, время, которое отводится для подготовки к экзаменам, не все школьники используют эффективно. Предлагаемый нами режим повторения проверен многократно и дает хорошие результаты. Здесь хотелось бы обратить внимание на два обстоятельства.

Первое: имеется в виду повторение уже изученного и усвоенного ранее материала. Трудно ожидать положительного результата, если в таком режиме изучается принципиально новый материал, еще не систематизированный в сознании учащегося.

Второе: процесс повторения необходимо производить строго в соответствии со следующими рекомендациями.

Первое повторение — сразу по окончании чтения.

Второе повторение — через 20 мин после предыдущего.

Третье повторение — через 8 часов.

Четвертое повторение — через сутки (лучше перед сном).

Подготовила Екатерина КАРЧЕВСКАЯ


РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГОВ
 
ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНАМ
 
            Прежде всего следует оборудовать место для занятий: убрать лишние вещи, удобно расположить нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.д.
            Приступая к подготовке к экзаменам. Полезно составить план.
Для начала хорошо определить, кто вы – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого, максимально загрузить утренние или, напротив, вечерние часы.
           
Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будете учить, какие именно разделы какого предмета.
           
Обязательно следует чередовать работу и отдых, 40 минут занятий, 10 минут перерыв, можно в это время вымыть посуду, полить цветы, сделать зарядку.
           
Хорошо начинать, пока свежая голова, с самого трудного, с того раздела, который заведомо знаете хуже всего. Но если бывает так, что в голову ничего не идет, «нет настроения», тогда начать, напротив, с того, что знаете лучше, с того материала, который вам более всего интересен и приятен.
           
Готовясь к экзамену, не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, вначале вспомните и обязательно кратко запишите все, что вы знаете по этому вопросу, затем проверьте себя по учебнику. Проверьте правильность дат, основных фактов. После этого внимательно, медленно прочтите учебник, конспект, выделяя главные мысли, - это опорные пункты ответа.
           
В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал: вновь кратко запишите планы всех вопросов, которые были проработаны в этот день.
           
При подготовке к экзаменам полезно изучаемый вопрос представлять в виде плана, схемы на бумаге. Когда вы записываете план, схему ответа, вы становитесь в позицию человека, передающего свои знания другим, т.е. делаете то же самое. Что надо делать, отвечая в классе или на экзамене. Полезны схемы, планы и потому, что их легко использовать при кратком повторении вопроса, при ответах на экзаменах.
           
Ответы на наиболее трудные вопросы полностью расскажите родным, друзьям – любимому, кто захочет слушать, делайте это так, как требуется на экзаменах.
           
Перед устным экзаменом хорошо попробовать ответы на наиболее трудные вопросы, рассказать перед зеркалом, обращая внимание на позу, жесты, выражение лица.
            Не старайтесь выучить весь учебник наизусть, ваша задача не вызубрить, а понять.
            Обязательно решайте задачи, разбирайте предложения, слова.
            Продумывая программу подготовки на каждый день, четко следуйте ей, обязательно составляя план, схему ответа на каждый вопрос, причем. Каждый на отдельном листе.
           
Готовясь к экзамену, никогда не думайте о провале, это разрушает вас. Обязательно «проиграйте» мысленно ситуацию экзамена, представляя себе во всех деталях обстановку, комиссию, свой ответ.
 
НАКАНУНЕ   ЭКЗАМЕНА
 
            Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы, схемы ответов, а перед устным экзаменом пересказать их кому-нибудь или самому себе перед зеркалом так, как будто отвечаете комиссии на экзамене. Не повторяйте билеты по порядку, лучше напишите номера на листочках и тяните, как на экзаменах. Каждый раз, прежде чем рассказать билет, вспомните и запишите план, схему ответа. Если это получилось легко, можете не рассказывать – этот вопрос вы знаете хорошо. Рассказывайте только то, в чем вы чувствуете затруднение.
            Если вы волнуетесь, то непосредственно накануне представьте себе ситуацию экзамена во всех красках, со всеми своими чувствами, переживаниями, действиями, но так, как бы вы хотели, чтобы все произошло, как должно произойти при успешной сдаче экзамена.
            Естественно, если у вас вообще нет никакого страха перед экзаменом, то не надо его и представлять себе.
            С вечера перестаньте готовиться. Умойтесь, совершите прогулку. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы.
            По дороге на экзамен не вредно просто пролистать учебник.
 
ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНА
           
1.        Взять билет и прочитав внимательно задание, начинайте готовиться с того вопроса, выполнять то задание, которое, пусть совсем ненамного, для вас легче.
 
2.        Напишите примерный план, схему ответа. Пишите даже то, что может вначале показаться ненужным, это поможет вам в процессе письма припомнить еще какие-нибудь факты. Если вам удастся сделать, вы сразу почувствуете некоторое облегчение.
 
3.        Раскройте самые важные пункты плана поподробнее. Пока будете писать, в голову могут прийти новые мысли, которые позволят шире раскрыть тему, вопрос.
 
4.        Если вдруг обнаружилось, что вам попался вопрос, по которому вы можете сказать очень немного, не впадайте в панику, а сразу начинайте записывать все, что слышали, знаете по этому вопросу.
В процессе написания вам в голову могут прийти и другие мысли, возможно, вспомните из пройденного материала.